16.04.2024

Мониторинг системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи


Цель: Выявление динамики эффективности системы работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи, повышение результативности деятельности образовательных организаций через повышение эффективности управления системой работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи.

Задачи:

1.Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи.

2.Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у обучающихся с ОВЗ.

3.Увеличение охвата обучающихся дополнительным образованием.

4.Расширение спектра дополнительных общеразвивающих программ в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов.

5.Увеличение доли детей, охваченных деятельностью региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, технопарков «Кванториум» и центров «IT-куб».

6.Повышение уровня профессиональных компетенций педагогических работников в области выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

7.Осуществление психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи.

Методы сбора и обработки информации

Сбор информации по показателям осуществляется специалистами департаментом образования, выборочным методом и методом измерений.

Первичные данные для расчета показателей собираются с использованием выборочного метода, метода измерений и документального анализа (контент — анализ).

Также сбор информации осуществляется посредством информационных систем (статистические формы, Google-таблицы и др.).

Источники данных:

— система электронного мониторинга;

— контент-анализ документов, предоставляемых образовательными организациями;

— система муниципальной статистики, опрос ОО, Google-формы и Google-таблицы (контекстные данные образовательных организаций);

— материалы самообследования образовательных организаций.

Мониторинг показателей, анализ результатов мониторинга, адресные рекомендации по результатам анализа

Мониторинг показателей и анализ результатов мониторинга осуществляется ежегодно в течение учебного года специалистами департамента образования.

Анализ результатов мониторинга с приложением расчетов значений показателей и адресных рекомендаций предоставляется ежегодно директору департамента образования.

  • Приказ от 16 мая 2023г. №237 «О проведении мониторинга показателей муниципальной системы оценки качества образования в городском округе Лангепас»
  • Приказ от 04 июня 2023г. №310 «Об утверждении результатов мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи города Лангепаса в 2023 году»
  • Приказ от 15 июня 2022г. №229 «О проведении мониторинга показателей муниципальной системы оценки качества образования в городском округе Лангепас»
  • Приказ от 25 июля 2022г. №279 «Об утверждении результатов мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи города Лангепаса в 2022 году»
Меры, мероприятия и анализ их эффективности

Комплекс мер, направленный на совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи города Лангепаса:

— стимулирование и поощрение педагогов, работающих со способными и талантливыми детьми и молодежью;

— стимулирование и поощрение способных и талантливых детей и молодежи;

— увеличение охвата детей и молодежи мероприятиями по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов;

— обеспечение регистрации 100% обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет в АИС ПДО;

— зачисление детей на обучение по дополнительным общеразвивающим программам через АИС ПДО;

— разработка и реализация интенсивных модульных образовательных программ (образовательная смена, проектная сессия, сессия стратегического моделирования и т.д.), в том числе в рамках сетевого взаимодействия и каникулярный период;

— организация методического сопровождения разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ;

— проведение мероприятий по поддержке участия школьников в профильных сменах, предметных неделях и т.п.;

— проведение мероприятий, направленных на развитие способностей у обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классах;

— проведение мероприятий, направленных на развитие способностей у обучающихся с ОВЗ;

— проведение мероприятий, направленных на поддержку участия обучающихся в региональных и федеральных конкурсах, соревнованиях и т.п.

— осуществление психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи;

— проведение мероприятий для родителей (законных представителей) по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;

— реализация совместных проектов/планов/программ с учреждениями профессионального образования;

Департаментом образования в целях повышения качества организации воспитания обучающихся издаются приказы о проведении отдельных мероприятий, фестивалей, конкурсов, акций в муниципальной системе образования. Принятые меры считаются эффективными в случае, если значения достижения показателей, используемых в системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи города Лангепаса не снижаются либо имеют положительную динамику, отсутствуют замечания при проведении проверок образовательных учреждений на муниципальном и региональном уровнях в части организации системы дополнительного образования детей.

В 2023 году утверждена концепция выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в городе Лангепасе (Приказ от 13 февраля 2023г. №57).

Методы и формы работы с одаренными детьми

В системе образования города Лангепаса сложилась муниципальная система поддержки одаренных детей и молодежи, с 2000 года ведется Банк данных одаренных детей города Лангепаса в рамках реализации муниципальной программы «Развитие образования» (ранее программы «Одаренные дети»). Критериями включения обучающихся в Банк данных одаренных детей города Лангепаса являются: результативность выступления в различных олимпиадах (интеллектуальная, академическая одарённость), в спорте (психомоторная одарённость), в творческой деятельности художественно – эстетической направленности (художественная одарённость), гражданско – общественной сфере деятельности (лидерская одарённость), в научно – технической и конструкторской деятельности (техническая одарённость).

Основанием для включения в Банк данных являются достижения, начиная с регионального уровня и выше. Портфолио личных достижений обучающихся ведется на уровне образовательных учреждений. На сегодняшний день в Банке данных состоит 964 ребенка.

В целях выявления и поддержки талантливой молодежи, профессиональной ориентации и стимулирования старшеклассников на дальнейшее продолжение образования в высших учебных заведениях страны, департаментом образования и молодежной политики администрации города Лангепаса ежегодно проводится муниципальный тур предметных олимпиад, обеспечивается участие школьников в окружных и всероссийских олимпиадах.

Старшеклассникам предоставляется возможность участия в дистанционных олимпиадах различного уровня, для них организуются интеллектуальные сессии в каникулярный период, проводятся интеллектуальные конкурсы.

С целью поддержки талантливой молодежи и развития научного творчества школьников ежегодно проводится городская научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» и инженерно-техническая выставка, победители которых представляют город на окружных и Всероссийских конференциях и конкурсах.

С целью поддержки и развития творчески одаренных детей проводится ежегодный городской фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Лангепасская капель» – своеобразный ежегодный парад детских талантов. Свои таланты ребята представляют в работах и творческих номерах в пяти номинациях: вокально-хоровое искусство, художественное слово, хореография, инструментальная музыка, декоративно-прикладное искусство. По итогам отбора проводится Гала-концерт на котором представляются самые лучшие номера, отмеченные Дипломами Лауреатов Гран-при и 1 степени.

В условиях реализации городской программы развития образования, поддержке участия детей в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях уделяется огромное внимание.

Количество детей, принявших участие в мероприятиях окружного, регионального, российского, международного уровней (один ребенок может принимать участие в нескольких мероприятиях) составляло: 8009 – в 2012 году, 8818 – в 2013 году, 13 124 – в 2014 году, 11 547 обучающихся – в 2015 году, 13 445 – в 2016 году, 13 874 – в 2017 году, 13 788 – в 2018 году, 13 207 – в 2019 году, 5 982 – в 2020 году (в условиях пандемии), 11 281 – в 2021 году, 12134 – в 2022 году.

Мероприятия, направленные на развитие одаренности обучающихся

tabl_meropriaytiay

Проектные смены для талантливых детей и молодежи

В системе образования города Лангепаса существуют традиционные мероприятия, по результатам участия в которых обучающиеся получают денежные премии: городская научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее», городской конкурс «Есть идея!».

Ежегодно обучающиеся 1-11 классов школ города Лангепаса, достигнувшие значительных результатов в олимпиадах, смотрах, конкурсах различного уровня, являющиеся отличниками учебы, получают именные премии ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь».

Победители городского профориентационного марафона получают денежные премии.

На базах всех шести общеобразовательных учреждений в осенний, весенний каникулярный период традиционно проходят интеллектуальные смены для обучающихся 4, 9, 11 классов, школа актива «Лидер». Охват за два периода составляет 720 человек.

В 2022 – 2023 учебном году обучающиеся школ города Лангепаса приняли участие в Международном форуме научной молодежи «Шаг в будущее», финале Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо», Московской международной модели ООН имени В.И. Чуркина, финале региональной олимпиады школьников «Умники и умницы Югры», финале Всероссийского конкурса «Большая перемена», «Большие вызовы».

info_proekt_cmena

2019

Приказ от 25 февраля 2019г. №73 «О проведении в весенний каникулярный период с 25 по 29 марта 2019 года работы профильного отряда «Лидер» на базе ЛГ МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Приказ от 28 марта 2019г. №130 «Об участии в проектной образовательной смене «Гуманитарные науки» (Региональная компетентностная олимпиада)»

Приказ от 11 октября 2019г. №375 «Об участии в региональной образовательной смене «Информационные технологии»

Сборы по математике:

  • Приказ от 10 декабря 2019г. №471 «Об участии в учебно-тренировочных сборах по математике»
  • Приказ от 12 декабря 2019г. №477 «О внесении изменений в приказ департамента образования и молодежной политики администрации города Лангепаса от 10.12.2019 №471 «Об участии в учебно-тренировочных сборах по математике»

2020

Информационное письмо от 13 марта 2020г. №07-20 «О проведении финального этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» в 2019/2020 учебном году в ХМАО-Югра»

Наноград:

2021

Приказ от 04 марта 2021г. №107 «Об участии в финале зимней школы «ЭнерГений»

Приказ от 11 марта 2021г. №120 «Об участии в региональном треке (конкурсе) Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие Вызовы» в 2020/2021 учебном году в ХМАО-Югра»

Приказ от 12 марта 2021г. №124 «О проведении в весенний каникулярный период с 29 марта по 2 апреля 2021 года Школы актива «Лидер»

Приказ от 13 апреля 2021г. №181 «Об участии в проектной Космической смене»

Премии, стипендии, гранты для поддержки одаренных детей и талантливой молодежи
  • Премии победителям городского конкурса «Есть идея!»
    • Приказ от 24 мая 2022г. №186 «Об итогах проведения городского конкурса «Есть идея!» для обучающихся образовательных учреждений города Лангепаса»
    • Приказ от 27 мая 2021г. №268 «Об итогах проведения городского конкурса «Есть идея!» для обучающихся образовательных учреждений города Лангепаса»
    • Приказ от 26 мая 2020г. №210 «Об итогах проведения городского конкурса «Есть идея!» для обучающихся образовательных учреждений города Лангепаса»
  • Премия победителям и призёрам регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников
    • Приказ от 18 апреля 2019г. №520 «О денежном поощрении и награждении обучающихся ХМАО-Югры по итогам проведения региональных этапов ВОШ, олимпиады школьников ХМАО-Югры по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера; Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры» в 2018-2019 учебном году»
    • Приказ от 28 мая 2021г. №10-П-704 «О денежном поощрении учащихся ХМАО-Югры, осваивающих образовательные программы основного общего образования по итогам проведения региональных этапов ВОШ, олимпиады школьников Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера в 2020-2021 учебном году» (9 классы).
    • Приказ от 31 марта 2021г. №10-П-434 «О денежном поощрении и награждении обучающихся ХМАО-Югры по итогам проведения региональных этапов ВОШ, олимпиады школьников ХМАО-Югры по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера в 2020-2021 учебном году» (11 классы)
Межведомственный и межмуниципальный подход к построению системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
Управленческие решения

— совершенствование муниципальных правовых актов и локальных актов образовательных учреждений в части реализации системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, реализации дополнительных общеразвивающих программ в рамках АИС «Персонифицированное дополнительное образование»;

— стимулирование и поощрение способных и талантливых детей и молодежи;

— реализацию муниципальной инновационной деятельности образовательных учреждений по тематике, связанной с работой с одаренными и талантливыми детьми и молодежью;

— ресурсную поддержку и стимулирование образовательных учреждений и педагогов, работающих с одаренными и талантливыми детьми;

— организацию работы муниципального опорного центра дополнительного образования детей по экспертизе дополнительных образовательных программ, направленных в реестр значимых (бюджетных) программ;

— ресурсную поддержку, методическое сопровождение образовательных учреждений по совершенствованию системы дополнительного образования детей.

В случае если система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи признана неэффективной, необходимо:

— разработать и в месячный срок с момента официального опубликования аналитической информации разместить на образовательном портале города Лангепаса план мероприятий, направленных на повышение эффективности системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи; — до проведения следующего анализа уровня достижения показателей, используемых в системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, предоставить директору департамента образования отчет о результатах выполнения плана мероприятий, направленных на повышение эффективности системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

Адресные рекомендации:

  1. Департаменту образования администрации города Лангепаса:
    1. Обеспечить деятельность нового учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» в соответствии с решением муниципальных задач по выявлению, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи (в течение 2023-2024 учебного года).
    2. Организовать подготовку обучающихся к региональному этапу ВсОШ посредством сетевого взаимодействия, реализации программ в режиме онлайн, привлечении педагогических работников всех общеобразовательных учреждений города (декабрь 2023, январь 2024 года).
  2. Образовательным учреждениям:
    2.1. Продолжить работу по развитию кружкового движения в рамках НТИ (до 30 декабря 2023 года).
    2.2. Разработать и реализовать план мероприятий для родителей (законных представителей) по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи (до 1 октября 2023, в течение года).
    2.3. Продолжить работу по обеспечению участия не менее 10% обучающихся в мероприятиях, определенных перечнем олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2023/24 учебный год, (в течение 2023-2024 учебного года).
    2.4. Обеспечить внесение программ, реализуемых Центром детского творчества, в АИС ПДО.
    2.5. Продолжить работу по расширению межведомственного и межмуниципального взаимодействия по вопросам поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
Анализ эффективности принятых мер и управленческих решений

Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер в течение календарного года, следующего за отчетным периодом.

Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи города Лангепаса, и приводят к корректировке имеющихся и/или постановке новых задач системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи города Лангепаса.


Реестр образовательных организаций, реализующих программы по выявлению и развитию способностей и талантов у детей и молодежи

reestr_talanti1

Конкурсы, мероприятия, направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научно-технической деятельности

Всероссийская олимпиада школьников

Мероприятия муниципальной системы образования для обучающихся направлены на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научно-технической деятельности.

В рамках общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, в целях обеспечения выявления и реализации способностей талантливой молодежи, для формирования заинтересованного отношения обучающихся к интеллектуальной, творческой и общественной деятельности в городе проводятся.