03.07.2024

Мониторинг системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся


Цель: Выявление динамики эффективности системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся, повышение результативности деятельности общеобразовательных организаций через повышение эффективности управления системой работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся.

Задачи:

1.Обеспечение информированности обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности.

2.Осуществление психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации, в том числе детям с ОВЗ.

3.Развитие конкурсного движения профориентационной направленности.

4.Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся, в том числе детей с ОВЗ. 5.Увеличение доли обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования, охваченных мероприятиями, направленными на раннюю профессиональную ориентацию, в том числе в рамках программы «Билет в будущее».

Методы сбора и обработки информации

Сбор информации по показателям осуществляется специалистами департамента образования и подведомственными муниципальными организациями, выборочным методом и методом измерений.

Методы сбора информации, используемые в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся города Лангепаса: выборочный метод, метод измерений, документальный анализ (контент-анализ).

Источники данных, используемые для сбора информации системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся города:

— федеральная информационная система обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования;

— региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;

— документальный анализ (контент-анализ) для определения доли обучающихся, участвующих в онлайн-уроках «ПроеКТОриЯ», «Урок Цифры» и др.;

— открытые статистические данные, система региональной статистики, опрос ОО (контекстные данные образовательных организаций, муниципального образования);

— региональная система электронного мониторинга;

— Лангепасский центр занятости населения (запросы о потребностях рынка труда);

— контент-анализ документов, предоставляемых образовательными организациями; — опрос ОО, Google-формы и Google-таблицы (контекстные данные образовательных организаций).

Мониторинг показателей, анализ результатов мониторинга, адресные рекомендации по результатам анализа

Комплексный анализ результатов мониторинга показателей обеспечивает:

— расчет процентной доли общеобразовательных организаций, в которых проводится диагностика профессиональных склонностей обучающихся 8-11-х классов, подбор сфер профессиональной деятельности;

— расчет процентной доли обучающихся 5-7-х классов, прошедших профориентационное тестирование и получивших индивидуальные рекомендации;

— расчет процентной доли обучающихся 8-11-х классов, прошедших профориентационное тестирование и получивших индивидуальные рекомендации;

— расчет процентной доли педагогических работников, выполняющих обязанности классного руководителя 5-11-х классов, повысивших компетентность по современным методам, формам и технологиям сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, в том числе участие в программах ДПО соответствующего профиля;

— расчет процентной доли педагогов-психологов общеобразовательных организаций, освоивших дополнительные профессиональные образовательные программы по содействию профессиональному самоопределению обучающихся;

— расчет процентной доли обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования учебные предметы, соответствующие профилю обучения;

— расчет процентной доли обучающихся 8-11-х классов, принявших участие в уроках Национальной технологической инициативы;

— расчет процентной доли обучающихся 8-11-х классов, принявших участие в цикле Всероссийских уроков проекта «ПроеКТОриЯ»;

— расчет процентной доли родителей обучающихся с ОВЗ 8-11-х классов, которым в образовательной организации оказана адресная психолого-педагогическая помощь по вопросам профориентационного самоопределения детей и молодежи;

— расчет процентной доли общеобразовательных организаций муниципального образования, использующих при реализации образовательной области «Технология» ресурсы детских технопарков «Кванториум», профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и иных организаций соответствующего профиля, в том числе реализация части образовательной программы в сетевой форме;

— расчет процентной доли обучающихся 8-11-х классов, участвующих в ежегодных муниципальных конкурсах, мероприятиях профориентационной направленности для школьников.

Анализ результатов мониторинга показателей предназначен для осуществления разработки адресных рекомендаций субъектам образовательного процесса по организации работы по профессиональному самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций города.

По итогам комплексного анализа разрабатываются адресные рекомендации, которые направлены следующим субъектам образовательного процесса:

— образовательной организации (руководителям, заместителям руководителей);

— департаменту образования.

Приказы

Приказ от 24 июня 2023г. №253 «Об утверждении результатов мониторинга системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в городе Лангепасе в 2024 году»


Приказ от 20 июня 2023г. №285 «Об утверждении результатов мониторинга системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в городе Лангепасе в 2023 году»


Приказ от 15 июня 2022г. №229 «О проведении мониторинга показателей муниципальной системы оценки качества образования в городском округе Лангепас»


Приказ от 25 июля 2022г. №278 «Об утверждении результатов мониторинга системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в городе Лангепасе в 2022 году»


Адресные рекомендации муниципальным образованиям по результатам анализа состояния системы работы по самоопределению и ранней профессиональной ориентации обучающихся на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за период январь – декабрь 2020 года

Меры, мероприятия и анализ их эффективности

Комплекс мер, направленный на совершенствование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся города:

— разработка и принятие мер по формированию готовности к саморазвитию и профессиональному самоопределению обучающихся;

— организация и проведение мероприятий, направленных на формирование у обучающихся позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности;

— организация и проведение мероприятий для родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации обучающихся;

— организация и проведение профориентационных мероприятий совместно с учреждениями/предприятиями/компаниями и организациями города, образовательными организациями, центрами дополнительного образования, учреждениями высшего образования и среднего профессионального образования;

— организация и проведение мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

— организация и проведение профориентационных мероприятий с учетом межведомственного взаимодействия;

— организация и проведение иных профориентационных мероприятий.

Эффективность принятых мер и проведенных мероприятий определяется по количеству реализованных программ профессиональной ориентации и самоопределения учащихся образовательных учреждений, доле выпускников 9-х, 11- классов, продолживших обучение в учреждениях среднего и высшего образования, отсутствию снижения значений показателей, используемых в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся либо их положительной динамике.

Отчёты

  • Аналитический отчёт о системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся на территории города Лангепаса
  • Аналитический отчёт департамента образования и молодежной политики администрации города Лангепаса о функционировании системы работы по самоопределению и ранней профессиональной ориентации обучающихся в городе Лангепасе (2022г.)
Управленческие решения
  • совершенствование муниципальных правовых актов и локальных актов образовательных учреждений в части работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся;
  • стимулирование и поощрение участников конкурсов, направленных на профессиональную ориентацию.

Протоколы

Протокол совещания руководителей учреждений, подведомственных ДОиМП администрации города Лангепаса №6
Протокол совещания руководителей учреждений, подведомственных ДОиМП администрации города Лангепаса №7

Протокол заседания муниципального совета по развитию системы образования города Лангепаса от 29 июля 2022г.

Анализ эффективности принятых мер и управленческих решений

Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер в течение календарного года, следующего за отчетным периодом.

Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся города Лангепаса, и приводят к корректировке имеющихся и/или постановке новых целей системы работы по профессиональному самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся округа.

Отчет об исполнении адресных рекомендаций по результатам анализа состояния системы работы по самоопределению и ранней профессиональной ориентации обучающихся в 2021 году (Город Лангепас)