19.04.2024

Завершающаю тематическая лекция в рамках проекта «Цифровая экономика для гражданского общества»


18 ноября в рамках проекта «Цифровая экономика для гражданского общества» состоялась седьмая, завершающая 1-ый этап проекта, тематическая лекция цикла, посвященная ресурсам и сервисам цифровой экономики сферы образования.

Слушатели и тьюторы курса «Цифровая экономика для гражданского общества» прослушали лекцию в онлайн режиме. АНО «ЦТЭД» были организованы порядка 50-ти точек подключения, которыми воспользовались свыше 60 человек из Лангепаса, Мегиона, Урая, Югорска, поселков Березовского и Советского районов, а также из Липецкой области и Республики Северная Осетия-Алания.

Мероприятие открыла руководитель проекта Наталья Маслова, которая представила лектора Ларису Владимировну Цулая, начальника отдела общего образования Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Наталья Маслова выразила благодарность Ларисе Цулая за участие и выступление на открытии заседания Цифрового клуба Югры, а также отметила поступившие от слушателей запросы на лекцию о цифровой трансформации отрасли образования.

Лариса Владимировна рассказала о том, что сейчас происходит в мире в целом и отметила, что кардинально меняются подходы к системе образования. «И если несколько лет тому назад мы что-то фантазировали и рисовали себе проект, как же можно совместить цифровое образование с традиционным образованием, то период пандемии нам не дал возможность разбежаться в плане каких-то определенных этапов апробации. Мы окунулись в цифровой мир практически одномоментно, и 28 апреля 2021 года — это знаковая дата для системы образования, именно тогда был объявлен локдаун и все массово перешли на систему образования с применением дистанционных технологий. Югра была несколько готова к системе дистанционного образования, поскольку у нас в округе суровые климатические условия, в рамках которых мы использовали уже систему опосредованной формы получения образования с применением дистанционных технологий и именно это стало основой того, что мы начали внедрять цифровизацию» — сообщила Лариса Цулая.

«Именно в этот период мы начали изучать различные решения, которые уже были апробированы в разных регионах РФ и пришли к следующему выводу, хотя нам нравятся некоторые модели, но целиком ни одна из моделей нас не полностью устраивала. После изучения лучших практик, принимая во внимание запросы педагогов округа, Департамент образования и молодежной политики ХМАО – Югры совместно с Департаментом информационных технологий и цифрового развития ХМАО – Югры разработали такой цифровой проект, как региональная цифровая образовательная платформа (ГИС «Образование Югры»)» — отметил лектор.

Лариса Владимировна проинформировала слушателей о том, что в ГИС «Образование Югры» на сегодняшний день включены разноуровневые системы, начиная с «Электронного детского сада», и заканчивая системами учебных заведений среднего профессионального образования. В качестве пилотного проекта, в систему уже включены несколько колледжей, которые на сегодняшний день апробируют систему, адаптируют ее под реализацию условий дополнительного профессионального образования.

Лектор представила презентацию, на которой была изображена концептуальная архитектура ГИС «Образование Югры», которая не является статичной, а развивается ежегодно, и в этом году добавляются новые модули. И все что происходит в системе образования Югры, все что связано с Основной системой для управления является Ситуационный центр управления отраслью образования, который включает в себя 102 дашбордов, которые имеют соотношение показателей достигнутых результатов в режиме реального времени. В системе Ситуационного центра организованы личные кабинеты как родителя, так и ребенка, посредством которых у нас идет взаимосвязь со всеми модулями управления.

Лариса Цулая подробно остановилась на теме «Электронный детский сад» в системе электронного управления отраслью образования, который формирует порядок зачисления в дошкольную образовательную организацию, а также реализует программы, востребованными родителями Югры. «Не так давно, у нас состоялось рабочее совещание, на одном из которых представители родительской общественности выступили с инициативой к Губернатору автономного округа о том, что на сегодняшний день необходимо обеспечить цифровой образовательный контент для детей дошкольного возраста. В этот контент вошли образовательные ресурсы для детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет. На сегодняшний день они используются в качестве интеграции цифрового традиционного образования. И ребенок, если он даже находится на больничном, не теряет ресурсную возможность изучать предметные темы, которые включены в основную образовательную программу. Для формирования цифровых компетенций у детей дошкольного возраста заведены такие программы как раннее прототипирование, раннее конструирование или лего-конструирование с элементами электронного обучения, роботостроение, которые очень активно используются в образовательной среде, также как логическая математика, развитие речи, научные основы формирования мыслительных способностей ребенка и креативное мышление. Сама система включает в себя не только ресурс, направленный на повышение качества образования, но и ресурс, направленный на создание условий образования. Также, Лариса Владимировна рассказала, что на уровне дошкольного образования ведется учет платных услуг и поэтому данная услуга позволила легализовать все образовательные программы, которые реализуются в образовательной среде Югры.

Отдельно лектор остановилась на вопросе функционирования суперсервиса «Рождение ребенка», который является достаточно значимым для региона, поскольку это фактически одно окно «входа», когда при рождении ребенка мама автоматически получает возможность оформить все документы на ребенка, а также подать заявку на получение услуги дошкольного образования, не выходя из каких-то портальных решений, посредством одной кнопки решаются несколько вопросов. Это и получение ИНН, регистрация ребенка, а также подача соответствующего заявления.

Следующий сервис, о котором рассказала Лариса Цулая, это сервис общего образования, где осуществляется управление контингентом. Сегодня все образовательные организации автономного округа освобождены от потребности хранения персональных данных. Это очень большая и значимая работа, потому что не каждая образовательная организация, особенно если она находится в отдаленной сельской территории автономного округа может себе позволить формировать рабочее место с сохранением баз данных детей для того, чтобы все требования Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». Все базы данных по детям являются закрытыми базами, находятся под защитой системы цифровой безопасности и хранятся на серверах региона.

Также лектор проинформировала слушателей об управлении учебным процессом, в том числе функционировании Электронного журнала и Электронного дневника, особенность которых заключается в двух оценочных характеристиках, которые видит ученик и родитель. Первое – это традиционные оценки, которые ставят в образовательных организациях, второе – система личностного роста ребенка, третье – портфолио, которое формируется между ребенком, родителем и учителем.

Выступление начальника отдела общего образования Департамента образования и молодежной политики Югры вызвало большой интерес слушателей. Они выразили благодарность лектору за понятное и доступное изложение материала и практическую применимость рекомендаций.

Наталья Маслова поблагодарила Ларису Владимировну за интересную и познавательную тематическую лекцию.